Я хочу  
* Имя
* Телефон

Электронная коммерция

Интенсивное развитие электронной коммерции отмечается аналитиками в течение последних двух десятков лет. Однако зарождение этой неотъемлемой части современной жизни произошло гораздо раньше – в шестидесятые годы прошлого века с появлением вычислительной техники. Само по себе появление прообразов современных компьютеров ещё не означало рождения нового вида бизнеса. Электронная коммерция родилась как нечто прозаичное, а именно, как средство автоматизации продажи авиационных билетов, банковских и прочих платёжных операций и управления снабжением промышленных и торговых предприятий.

Шестидесятые

Начало коммерческому использованию вычислительной техники положила самая передовая на то время область жизнедеятельности – авиация. В 1960 году в США была создана система автоматизации резервирования мест пассажиров на авиарейсы. Система получила название SABRE. Автоматика управляла всем процессом резервирования билетов на рейсы самолётов. Процедура резервирования стала очень быстрой. Благодаря использованию системы SABRE авиакомпании свободно манипулировали ценами билетов, учитывая наличие свободных мест, тем самым повышая свою прибыль.

Примерно в это же время там же, в США, началось использование компьютерной техники для управления материальными ресурсами промышленных предприятий. Математически моделируя спрос и управляя запасами, можно было добиваться значительной экономии средств. Лучше чем компьютеры, работать с математическими моделями не могла ни одна техника.

Насущная необходимость

В рамках осуществления вышеописанных мероприятий – автоматизации продажи авиабилетов и управления запасами предприятий, - возникла необходимость в создании эффективной системы связи между компьютерами. Надо сказать, что в США подобные работы уже велись по линии оборонного ведомства. Американским военным необходимо было во что бы то ни стало создать систему бесперебойной связи на случай ядерной войны с СССР, которая в то время была весьма вероятна. И вот в 1961 году Леонард Клейнрок, работавший в Массачусетсcком технологическом институте, разработал теоретические основы коммутации информационных пакетов, сформулировав основные принципы организации информационных сетей. Эти принципы и легли в основу построения современной сети интернет. Однако до создания всемирной информационной сети было ещё очень и очень далеко.

Деньги

Самый же мощный импульс развитию электронной коммерции дали банковские структуры, заинтересовавшиеся возможностью осуществления платёжных и расчётных операций в автоматическом режиме. В середине 60-х годов появились пластиковые кредитные карты с нанесенной на их поверхность магнитной полосой, с помощью которых автоматизировались финансовые операции. В июне 1967 года в Лондоне был установлен первый в мире банкомат. В 1968 году там же, в Великобритании, была создана электронная система BACS, предназначенная для обслуживания безналичных переводов. В течение первого года работы системы BACS было обработано чуть больше 9 миллионов платежей. Для сравнения, в 2007 году при помощи этой системы было произведено более 5,5 миллиардов платёжных операци. В конце 60-х годов в «игру» включились две мощные банковские структуры – «Interbank Cards Association» и «Bank of America». Пластиковые карты, правда, не без трудностей, триумфально зашагали по миру.

Семидесятые

Прямо с началом нового десятилетия, а именно в 1970 году начала функционировать первая пакетная информационная сеть ALOHAnet, которая была разработана Норманом Абрамсоном. Можно сказать, её принципы во многом и легли в основу создания сети интернет. Дальнейшее развитие сети всецело зависело от потребностей людей. И потребности такие возникли. Сначала у бизнеса, а позже у простых потребителей.

В1971 году в США, с открытием биржи ценных бумаг NASDAQ началась автоматизация торговых операций с ценными бумагами. Принципы электронной коммерции пришли в большой финансовый бизнес.

В целом, семидесятые годы отмечены попытками внедрения информационных сетей во все стороны жизни американского общества. В частности, в 1972 году была предложена концепция удалённой работы, организация которой позволяла снизить производственные издержки и повысить производительность труда.

В 1976 году была сформулирована идея цифровой подписи, которая подтверждает подлинность электронного документа. Эти принципы легли в основу аутентификации, заключения сделок и платежей, производимых в электронной сети. Развитие этой технологии позволило активнее внедрить электронные сети в банковскую сферу, и в 1977 году открылась межбанковская сеть передачи данных SWIFT. В то время в неё вошли менее 300 банков по всему миру. Теперь в этой системе зарегистрировано более 7600 кредитных учреждений.

В 1977 году началось пробное использование протокола TCP, на основе которого функционирует современный интернет. И в этом же году в США начались продажи первого домашнего компьютера TRS-80. Он был далёк от совершенства.

Восьмидесятые

Более приспособленным для работы с информационной сетью был персональный компьютер IBM Personal Computer, который был представлен в 1981 году. А в январе 1983 года и родился собственно интернет. Вся передача данных с этого времени стала осуществляться по протоколу TCP/IP.

В середине 80-х годов появился международный стандарт EDIFACT, регламентировавший электронный обмен информацией в управлении, транспорте и коммерции.

В апреле 1985 года корпорация Toshiba начала продажи ноутбука T1100, первый в мире переносного компьютера, совместимого с IBM. Появление T1100 привело к пониманию, что интернет может быть доступен повсюду. Люди стали свободнее заниматься электронной коммерцией. Ранее переносные компьютеры представляли собой громоздкие чемоданы массой около 20 кг, что не представляло возможности широкого их использования.

В течение восьмидесятых годов видоизменялись системы, с которых началось развитие информационных коммерческих технологий. Например, система SABRE, в 1988 году сменившая название на GDS, стала оказывать путешественникам весь пакет услуг резервирования мест и обработки транзакций, связывая более 30 тысяч туристических фирм с 3 миллионами интерактивных клиентов, с 400 авиакомпаниями, с 50 компаниями по прокату автомобилей, с 35 тысячами гостиниц.

В конце восьмидесятых швейцарский учёный Тим Бернерс-Ли разработал глобальную гипертекстовую систему - стандарт World Wide Web (WWW). Позднее появился протокол «http://». Следует отметить некоторый альтруизм учёного. Дело в том, что Тим Бернерс-Ли изобретённый им протокол бесплатно передал общественности, а между тем, патент на протокол сделал бы его богатейшим человеком мира.

Девяностые

На переломе десятилетий, попутно с изобретением протокола «http://», Тим Бернерс-Ли в 1990 году придумал первый интернет-браузер - «WWW», ставший впоследствии прародителем всех браузеров вообще. Начался процесс превращения Интернета из узкоспециализированной информационной сети во всемирную паутину, ставшую сегодня важной частью мировой экономики. В 1990 году произошло ещё одно важное событие. Власти США разрешили коммерческое использование Интернета, а функции управления Интернетом были частично переданы в руки коммерческих структур.

Первый браузер

В конце 1992 года Марк Эндрессен и возглавляемая им группа разработчиков создали веб-браузер, использование которого позволяло перемещаться по всемирной паутине при помощи компьютерной мыши. Браузер получил «Мозаик». Использование «Мозаик» избавляло пользователя от необходимости овладевать специфическими техническими знаниями. Появление браузера «Мозаик» приблизило интернет к сотням тысяч пользователей ещё и из-за того, что браузер распространялся бесплатно. Это был первый случай бесплатной раздачи программного обеспечения. С появлением этого браузера интернет стал необычайно популярен. Спустя несколько месяцев после создания интернет-браузера «Мозаик» количество экземпляров программы в частном пользовании превысило миллион, трафик всемирной паутины возрос при этом в 10 тысяч раз.

Позднее программный код браузера Mosaic использовался для создания Internet Explorer, который является сегодня самым массовым веб-браузером.

Электронные деньги

В 1993 году Дэвид Чаум изобрёл механизм практической реализации электронных денег. Спустя короткое время в США стала активно развиваться электронная система закупок продукции для различных государственных нужд. И это развитие заставило задуматься коммерческие структуры о том, что механизмы автоматизированной торговли можно использовать и для продажи товаров частным потребителям. Было подсчитано, что в ряде случаев существенно снижаются издержки, которые присущи традиционным видам торговли.

Реклама

И всё же в девяностые годы наблюдается интерес к интернету не как к средству торговли, а как к огромной рекламной площадке. Первая реклама была незатейливой – простая графика, довольно бедная цветовая палитра. С появлением более совершенных компьютеров и операционных систем реклама становится интерактивной, ведущей потребителя прямо к инструментам совершения операций заказа и покупки.

Поисковые системы

Появление в середине девяностых годов принципа поиска в интернете нужной информации лицо электронной коммерции изменилось кардинально. Таким оно является и по сей день, изменяясь, но не существенно. Использование поисковых систем позволяет пользователю находить в безбрежном интернете нужные товары, которые, пользуясь уже инструментами сайта продавца, можно заказывать и покупать. Поисковые системы постоянно работают над точностью выдачи поисковых результатов, создавая всё более сложные поисковые алгоритмы. Плюс к тому, поисковые системы являются своеобразными «санитарами» интернета, отсекая от всемирной паутины ресурсы, которые наносят вред пользователям.

Первую мощную поисковую систему создали в 1994 году аспиранты Стенфордского университета Дэвид Фило и Джерри Янг. Это был каталог ресурсов всемирной паутины «Yahoo!», содержавший поначалу около сотни ссылок на сайты. К концу 1994 года «Yahoo!» стал несомненным лидером среди множества каталогов, организованных по иерархической модели. В качестве показателя динамики успешности «Yahoo!» можно привести следующие данные. В день выхода акций поисковика на фондовый рынок в 1996 году их цена достигла 33 долларов за штуку. Сегодня капитализация «Yahoo!» составляет десятки миллиардов.

Позднее появились и другие поисковые системы, рождение которых ознаменовало новый виток в развитии электронной коммерции. Некоторые поисковики, как, например, Google, являются интернациональными, другие – привязаны к определённой стране. В России наиболее популярна поисковая система Яндекс, но существуют и другие. Яндекс, к слову, совсем недавно вышел на фондовый рынок, и высокая цена его акций демонстрирует статус этого поисковика.

Первый интернет-магазин

В 1994 году Джефф Бизос основал компанию «Amazon», деятельность которой изначально была нацелена на электронную коммерцию. Интернет-магазин «Amazon» был открыт в июле 1995 года. Начальный товар – книги. Оборот «Amazon» в течение первой недели после открытия составил 5 тысяч долларов. Спустя всего месяц в магазине Amazon.com книги покупали не только жители США, но и граждане ещё полусотни стран мира, а к началу 1996 года продажи достигли 1 миллиона долларов. На сегодня Amazon.com является крупнейшим интернет-магазином на планете.

Разработанная Джеффом Бизосом бизнес-модель лежит в основе почти всех интернет-магазинов всего мира. Суть модели проста. Во-первых, приём заказов от пользователей всемирной паутины. Во-вторых, заказ выбранных товаров у оптовых поставщиков. И, в-третьих, пересылка заказанных товаров потребителям. Впрочем, в течение последнего времени интернет-магазины открывают собственно производители товаров, которые снижают таким образом издержки на оплату услуг посредников, напрямую контактируя с потребителями.

Электронная коммерция. К чему пришли.

В начале нового тысячелетия электронная коммерция оформилась в неотъемлемую часть повседневной жизни людей. Даже если человек никогда и не покупал ничего с помощью интернета, что, впрочем, сегодня редкость, то термин «интернет-магазин» знаком ему хотя бы понаслышке. Однако слово «оформилась» применительно к электронной коммерции не означает стагнации и замирания. Электронная коммерция пребывает в постоянном развитии. Совершенствуются инструменты торговли, в частности, появляется всё больше платёжных систем, а те, что функционируют в течение многих лет, улучшают взаимодействие с пользователями. Система, которая начиналась, как средство автоматизации торговли билетами на самолёты, сегодня превратилась в огромный коммерческий конгломерат, в котором вращаются огромные товарные массы и колоссальные деньги. Электронная коммерция – это, с одной стороны, средство быстрой реализации продукции компаний, а с другой – создание удобных условий приобретения товаров и получения услуг для простых пользователей.

Закрыть
Все новости
Все акции
  • Наши магазины +7 (812) 336-57-57
  • Интернет-магазин +7 (812) 334-14-21
  • Оптовый отдел +7 (812) 577-71-78
  • Работа с юр. лицами +7 (812) 350-18-25
  • Отдел водоснабжения +7 (812) 315-68-77
  • Отдел доставки +7 (812) 230-36-67